Как обмануть человеческое зрение?
В 2010 году американский исследователь Дэниел Симонс снял удивительный видеоролик. Он собрал группу добровольцев и разделил их на две группы: первая команда надела белые футболки, а вторая облачилась в черную форму. Каждой команде было дано по одному баскетбольному мячу — игроков попросили передавать его только участникам своей группы. Эта незамысловатая игра была проведена на зеленом фоне, который впоследствии был заменен на изображение с большими занавесками красного цвета. Вдобавок ко всему этому, длившаяся всего лишь несколько минут забава записывалась на видеокамеру. Сегодня это видео имеет миллионы просмотров и кучу комментариев удивленных людей — после просмотра ролика зрители осознают, насколько невнимательными они бывают. Давайте тоже посмотрим видеоролик и узнаем, в чем его секрет?
Интересный факт: за концентрацию внимания в человеческом организме отвечает часть мозга, именуемая таламусом. Он находится очень глубоко и, помимо поддержания внимания, нужен для передачи двигательной и сенсорной информации, регуляции сознания, процессов сна и бодрствования.
Необычный тест на внимательность
При просмотре видеоролика, перед зрителем ставится задача — сосчитать, сколько раз игроки из белой команды передают мяч. Чтобы разглядеть количество передач было труднее, люди в кадре постоянно двигаются, поэтому за мячом нужно тщательно следить. От вашего внимания к мячу и точности сосчитанных передач зависит то, насколько вы будете удивлены результатам эксперимента.
Внимательно посчитайте, сколько раз люди в белых футболках кинули мяч
Итак, если вы были внимательными к мячу во время игры, вы наверняка насчитали 16 передач белой команды. Но заметили ли вы, что в определенный момент между игроками прошел человек в костюме обезьяны? К тому же, находящиеся сзади занавески из красного превратились в оранжевый. Данный эксперимент называется «Невидимая Горилла» и его результаты удивляют 50% зрителей — многие при подсчете передач мяча теряют бдительность и не замечают ни гориллу, ни смену цвета занавесок на фоне.
Что такое слепота невнимания?
Ученые знают об этом явлении уже более тридцати лет, и в 1992 году дали ему название «слепота невнимания». Такой вид слепоты не имеет никакого отношения к проблемам со зрением и носит исключительно психологических характер. Если говорить очень простыми словами, слепота невнимания — это неспособность человека увидеть неожиданно возникший в поле зрения объект. В определенные моменты с этим явлением сталкивается каждый человек, вне зависимости от уровня развития, состояния здоровья и других факторов. Слепота невнимания есть у всех, но многие люди ее не замечают и даже не знают о существовании такого явления.
Слепота невнимания также называется «эффектом невидимой гориллы»
Эффект «исчезающей гориллы» известен и используется многими рекламщиками и иллюзионистами. Например, в зарубежном телевидении однажды крутили социальную рекламу об опасности слепоты невнимания на дорогах. Если велосипедист отвлечется на какой-либо объект во время вождения, он может не заметить автомобиль и попасть в серьезную аварию. Правда в профессиональном ролике любители были заменены на более профессиональных баскетболистов, а горилла — на медведя, танцующую «лунную походку».
Социальная реклама с «эффектом невидимой гориллы»
Существуют исследования, в которых говорится, что слепота невнимания иногда используются ведущими новостей, грабителями и даже адвокатами. Не исключено, что именно слепота невнимания помогает уличным мошенникам успешно проводить свои аферы и получать от невнимательных прохожих большие суммы денег. Зачастую явление используется фокусниками — например, когда им нужно заставить какой-либо объект незаметно «исчезнуть» из поля зрения людей. Чтобы достичь желаемого, они обращают внимание зрителей на какой-либо не имеющий особого отношения к фокусу объект и, в то же время, прячут действительно важный предмет.
«Эффект невидимой гориллы» часто используется фокусниками
Опубликованный видеоролик можно смело добавлять в подборки со всевозможными оптическими иллюзиями. А в Интернете подобные развлечения очень любят — некоторые изображения с обманами зрения обретают удивительную популярность. Например, однажды норвежский художник Ойвинд Колос взял черно-белый снимок детей и нанес поверх него разноцветную сетку. Из-за этого возникает ощущение, что на самом деле фотография является цветной.